Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Русская реклама в Кливленде
Портал русскоговорящего Кливленда
Русская реклама в Кливленде
Портал русскоговорящего Кливленда
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню
Статьи
Наши рекламодатели
Медиа
russiantowncleveland.com

Самая скандальная картина 19 века

Самая скандальная картина 19 века

«Олимпия» Эдуарда Мане – одна из самых известных работ художника. Сейчас почти никто не спорит, что это шедевр. Но 160 лет назад она произвела невообразимый скандал.

Посетители выставки в буквальном смысле плевали в картину. Критики предостерегали беременных и слабонервных от просмотра полотна, ибо те рисковали испытать чрезвычайное потрясение от увиденного...

Казалось бы, ничто не предвещало такой реакции. Ведь на эту работу Мане вдохновила классическая работа Тициана «Венера Урбинская». Тициан же, в свою очередь, был вдохновлён работой своего учителя Джорджоне «Венера спящая».

И до Мане, и во времена Мане обнажённых тел на полотнах было предостаточно, и эти работы воспринимались с большим воодушевлением. «Олимпия» была показана публике в 1865 году в Парижском Салоне (главная выставка Франции). А за два года до этого там же была выставлена картина Александра Кабанеля «Рождение Венеры».

Работа Кабанеля была воспринята публикой с восторгом. Красивое обнажённое тело богини с её томным взглядом и струящимися волосами на двухметровом полотне мало кого могло оставить равнодушным. Картину в этот же день купил император Наполеон III.

Почему же Олимпия Мане и Венера Кабанеля произвели такие разные реакции у людей?

Мане жил и творил в эпоху пуританских нравов. Любоваться обнажённым женским телом было крайне неприлично. Однако это было дозволено в тех случаях, если изображённая женщина была как можно менее реальной. Поэтому художники так любили писать мифических женщин, таких как богиня Венера. Или же женщин восточных, загадочных и недосягаемых, таких как одалиска художника Жана Огюста Доминика Энгра.

Очевидно, что модели, которые позировали и Кабанелю, и Энгру, в реальности обладали более скромными внешними данными. Художники откровенно их приукрашивали. По крайней мере, это очевидно с одалиской: художник добавил своей героине три лишних позвонка, чтобы вытянуть её стан и сделать изгиб спины более эффектным! Рука женщины также неестественно вытянута, чтобы гармонировать с удлинённой спиной. К тому же и левая нога неестественно вывернута. В реальности лежать под таким углом она не может. Но, несмотря на всё это, образ получился гармоничным, хотя и очень далёким от реальности.

Причина же скандала с Олимпией оказалась в слишком откровенной реалистичности. Мане пошёл против всех вышеописанных правил. Его Олимпия чересчур настоящая. До Мане так, пожалуй, писал только Франсиско Гойя: он изобразил обнажённую маху хоть и приятной внешне, но явно не являющейся богиней (махи были представительницами одного из низших сословий в Испании).

Русские знакомства в США

Так и Мане вместо прекрасной мифической богини показал не просто земную женщину, а более того – проститутку, которая оценивающе и уверенно смотрит прямо на зрителя. Чернокожая служанка Олимпии держит букет цветов от одного из клиентов. Это ещё сильнее подчёркивает, чем именно наша героиня зарабатывает на жизнь.

Внешность модели, названной современниками уродливой, в действительности просто не была приукрашена. Это внешность обычной женщины с её недостатками: талия еле различима, ноги коротковаты, нет соблазнительной крутизны бёдер. Выступающий живот никак не скрадывается худощавыми ляжками.

Именно реалистичность социального статуса и внешности Олимпии так возмутили публику.

Мане всегда был первопроходцем, как и Франсиско Гойя в своё время. Он пытался найти свой собственный путь в творчестве. Стремясь взять лучшее из творчества других мастеров, он никогда не занимался подражательством, а создавал своё, аутентичное, и «Олимпия» – яркий тому пример. Мане и в дальнейшем остался верен своим принципам, изображая современную ему жизнь. Так, в 1877 году он пишет картину «Нана» в импрессионистской манере. На ней женщина лёгкого поведения припудривает носик на глазах ожидающего её клиента.

Кстати, в музее Орсе хранится ещё одна Олимпия. Её написал Поль Сезанн, который очень любил творчество Эдуарда Мане. Картина Сезанна была названа ещё более эпатажной, чем «Олимпия» Мане. Однако... лёд тронулся. Вскоре публике волей-неволей придётся отказаться от пуританских взглядов, и этому немало поспособствовуют великие мастера 19 и 20 века.

Так, купальщицы и простолюдинки Эдгара Дега продолжат новую традицию изображать жизнь обычных людей, а не только богинь и знатных дам в застывших позах. И уже Олимпия никому не покажется эпатажной.

 

arts-dnevnik.ru